Суббота, 28 сентября, 2024

Как ужгородская синагога стала областной филармонией

Культурная жизнь всегда была сердцем общества, где люди собираются, чтобы наслаждаться искусством во всей его красе. В этом контексте филармония играет непревзойденную роль, став не только музыкальным центром, но и местом, где встречаются души, стремящиеся почувствовать изысканность и глубину музыки. Походы в филармонию становятся событием, которого ждут и взрослые, и дети, ведь здесь каждый может найти что-то для себя. От классических концертов до современных спектаклей, от камерных ансамблей до симфонических оркестров, пишет сайт uzhhorodfuture.com.ua.

Закарпатская областная филармония — это выдающийся культурный храм в самом центре Ужгорода. От своих скромных начал до сегодняшнего дня, областная филармония продолжает быть средой, где встречаются музыкальные энтузиасты, открываются новые музыкальные горизонты и формируются настоящие художественные шедевры. Однако стоит отметить, что ранее в здании Закарпатской областной филармонии действовало совсем другое учреждение.

Что же там строилось?

Здание Закарпатской областной филармонии строили по проекту архитекторов Дюлы Паппа и Ференца Саболча в мавританском стиле по заказу ортодоксальной общины евреев-ашкенази. То есть это должна была быть хоральная синагога. В то время в Ужгороде проживало очень много евреев.

В 1794 году в Ужгороде была построена первая синагога, которая в начале XX века сгорела и была непригодна для использования. Еврейская община обратилась к городским властям в необходимости нового здания. Таким образом для возведения новой синагоги был выделен участок земли в самом центре города с видом на реку Уж. Именно тогда центр города Ужгорода был пустым, поэтому работы можно было начинать сразу без специальных проектов и привязки к конкретному архитектурному стилю.

Согласно смете стоимость работ составила 200 тысяч крон, что считалось очень большими деньгами. И в здании планировали установить центральное отопление, электрическое освещение, водоснабжение и канализацию. Это было первое железобетонное сооружение в Ужгороде со всеми коммуникациями. Деньги на строительство выделили богатые евреи-меценаты, которые в то время владели предприятиями в окрестностях Ужгорода.

Мастера, которые строили синагогу также имели имена в этой области. Фундаментальные работы и каменная кладка были выполнены под руководством инженера Адольфа Годингера. Витражные работы оставили за Микшо Ротом, а роспись интерьера делал Гейза Фени. Все они были известными мастерами своего дела и работали над многими проектами Венгрии.

Открытие синагоги состоялось 27 июля 1904 года. Евреи не желали торжеств, а просто собрались на вечернюю молитву. В тот же день в новую синагогу из молитвенного дома перенесли священные книги иудеев.

Реконструкция

Во Второй Мировой войне венгры стали союзниками фашистской Германии. Это означало, что еврейский народ в Ужгороде преследовался и отправлялся в концлагеря. Синагогу передали в собственность немецкой и венгерской армий, которые сделали там конюшню. Конечно же военнослужащие не заботились о благоустройстве здания, да и вообще к иудейской реликвии с уважением относиться не надо было. Со временем начали разрушаться стены. Здание перешло в советскую собственность уже в ужасном состоянии.

19 февраля 1946 года была основана государственная концертная организация в городе Ужгород, которая получила название Закарпатская областная филармония. Однако существовала она лишь на бумаге. То, что синагогу отдали Министерству культуры УССР, не означало, что там сразу же начались концерты и мероприятия. Сначала нужно было принять план реконструкции, ведь после действий немецких и венгерских армий здание было на грани исчезновения.

Кроме того, в Ужгород начали возвращаться евреи, которые смогли эмигрировать во время войны и пытались сопротивляться строителям, которые пришли ремонтировать здание под новый заказ. Таким образом, это затянуло начало реставрации на несколько недель. В частности, принималось решение архитектуру синагоги сохранить, но снести из здания иудейскую символику.

Открытие филармонии

Только в 1957 году Министерство культуры УССР принимает решение открыть в здании синагоги Закарпатскую областную филармонию. К тому времени здесь уже сделали концертный зал и переоборудовали несколько подсобных помещений под кабинеты для народного хора Закарпатья и различных кружков. В 1974 году рядом с филармонией было построено административное здание с малым концертным залом, ведь развитие культуры в то время стремительно росло.

Начиная с 1980-х годов, на базе филармонии начали действовать традиционные фестивали. Впервые прошел всесоюзный фестиваль искусств «Дружба» и республиканское музыкальное мероприятие «Золотая осень». В Ужгород начали приезжать известные музыканты и коллективы. Уже через несколько лет Закарпатская областная филармония перешла на международный уровень, ведь с концертами приезжали артисты из соседних стран Европы.

На базе филармонии начинает действовать академический Закарпатский народный хор, который имеет звание — заслуженного. Ансамбль солистов «Гармония» и духовой с симфоническим оркестрами также входят в состав Закарпатской областной филармонии. Не забывают и о культурном наследии венгерского национального меньшинства, поэтому здесь действует камерно-инструментальный ансамбль «Венгерские мелодии».

Уже в начале XXI века еврейская община Ужгорода возобновила диалог с властями о возвращении здания еврейской общине. Но результаты таких переговоров не приносят, ведь в городе действует синагога «Эйхаль-Аарон».

Отдельно об архитектуре

На момент строительства неомавританский стиль для Ужгорода был абсолютно новым. Таких зданий вообще не было. Дюло Папп и Ференц Саболч решили добавить зданию романтичности и соединили в проекте византийские и арабо-марокканские мотивы. Это было присуще в состав арабских стран. Средневековые памятники в неомавританском стиле встречались в части исламской Испании. В таком стиле была возведена Триумфальная арка в Барселоне в 1888 году.

Синагога в Ужгороде имела уникальный вид. Мавританские мотивы были подчеркнуты глиняными фигурными башнями на крыше, а на передней части красовался центральный балкон с изображением звезды Давида. В середине здания хватало и арок, и колонн.

Начало реконструкции при советской власти нанесло экстерьеру кардинальные изменения. Несмотря на то, что архитектуру пытались сохранить, то на это еще нужно было иметь умелые руки. В итоге с фасада исчез балкон, который закрыли стеной с круглым окошком, заменили крышу здания, а прозрачный мозаичный купол полностью забили жестью. Это все было объяснено тем, что из здания должна была исчезнуть вся иудейская символика.

Со временем здание ждали изменения интерьера. Тогда все должно было быть похоже на одно и то же. Таковы были требования советской власти к объектам культуры. Были идеи превратить здание филармонии в обычный дом культуры, который должны были реставрировать по единой проектной документации, а именно превратить его в серое квадратное здание, которое не имело бы ничего общего со временами до советской власти. К счастью, эту идею отвергли и оставили внешний вид в покое.

В середине молитвенный зал имел один этаж, но с традиционными балконами для женщин. Советская власть решила разделить здание на два этажа, чем уничтожили уникальную акустику зала с высокими потолками. Зато на первом этаже оборудован вестибюль и уборные, а на втором — концертный зал на 830 зрителей и большую сцену.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.