Суббота, 28 сентября, 2024

Как македонцы ремонтировали дорогу в Закарпатье на трассе Киев — Чоп

Для решения вопроса интеграции автомобильной транспортной сети Украины в международную транспортную систему в 2003 году было запланировано начать восстановление дороги международного значения Киев — Чоп, начиная с Закарпатской области. О строительстве и ремонте автомобильных дорог в Украине пишет uzhhorodfuture.com.ua.

Путь к привлечению иностранных средств на украинские дороги

Во времена независимой Украины о европейских кредитах на дороги первые годы никто не мог и мечтать. Первые дискуссии прошли только в 1997 году. Европейские специалисты изучали нашу структуру, систему финансирования, гарантийные возможности кредитования и, конечно, состояние дорожного хозяйства Украины в части 5-го Критского транспортного коридора. Переговоры велись ежегодно, и, наконец, в конце 1999 года появились первые проблески их реальности.

Весь процесс наработанного временно приостановился в связи с паводками 1998 и 2001 годов. Были моменты, когда тогдашний глава Укравтодора хотел отказаться от кредита, понимая, что его нужно будет возвращать, но все же необходимость заимствования средств на начало перестройки украинских дорог была очевидна.

Серьезные подвижки начались в 2002 году. Тогда главой Укравтодора был назначен В. Демишкан. Им было осуществлено первое и главное требование Европейского банка: разделены функции заказчика и подрядчика, т.е. была создана администрация дорог Украины, которая выступала как владелец дорог и распорядитель средств, и производитель работ — Государственная акционерная компания «Автомобильные дороги Украины».

Определение участников восстановления трассы М-06 Киев — Чоп

Согласно кредитному соглашению между Украиной и Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) в течение 2003-2004 годов государством было предусмотрено выполнить работы по восстановлению технического состояния автомобильной дороги М-06 Киев — Чоп на участке от 614 километра (г. Стрый) до 824 километра (на границе с Венгрией возле г. Чоп).

Заказчиком проекта выступила Государственная служба автодорог Украины. Исполнителем работ (подрядчиком), согласно выигранному международному тендеру, стало Совместное предприятие «Гранит-АЧМ» из Македонии. Их представителем на территории Украины выступило дочернее предприятие «Гранит-АЧМ Мукачево». Право на осуществление проектных работ и технического надзора за строительными работами получила фирма High-Point Rendel («Рендел») из Великобритании — победитель открытого тендера. Ни одно украинское дорожное предприятие не было допущено даже к конкурсу-тендеру на право выполнения работ. Причинами были: отсутствие современного опыта и технологий, современной техники и специалистов, значимых построенных или отремонтированных в мире объектов, которые бы вполне характеризовали производителя из-за качества его работ.

План работ и цели проекта

Надо сказать, что в то время главная дорога области представляла собой своеобразную мозаику из нескольких современных участков первой категории и ветеранов — участков дороги, последний из которых был построен во время подготовки СССР к всемирной Олимпиаде 1980 года.

Характерными чертами автомобильной дороги Киев — Чоп в начале 2003 года были:

  • трещины покрытия;
  • ямочность;
  • низкий модуль упругости покрытия;
  • наличие наплывов и пучин;
  • разрушенные кромки покрытия;
  • суженная не укрепленная обочина;
  • нехватка габаритов проезда на мостах;
  • отсутствие тротуаров на мостах и ​​в населённых пунктах вдоль дороги;
  • отсутствие второго пути на подъем;
  • отсутствие предусмотренных нормативами транспортных ограждений.

Проект восстановления первого звена автомагистрали Киев – Чоп в пределах Закарпатской области предусматривал осуществление комплекса мероприятий по приведению закарпатского участка автодороги Киев – Чоп протяженностью 101 км в соответствии с требованиями Государственного стандарта ДСТУ 3587-97 «Безопасность дорожного движения» и требований

Государственные строительные нормы ДБН В.2.3-4-2000 «Автомобильные дороги».

Одновременно предполагалось на дороге Киев — Чоп отремонтировать 7 больших и 24 средних мостов, еще 2 моста на объездной автодороге г. Ужгорода. Предварительная стоимость ремонта составила 33 млн. евро.

Про историческую ценность закарпатской железной дороги читайте в статье.

Подготовка к началу основных работ

Поскольку заказчиком проекта была Государственная служба автодорог Украины, а технический контроль за ведением работ осуществляло предприятие «Рендел», на долю Службы автодорог выпало внешнее обеспечение проведения работ, передача объекта работ исполнителю, обеспечение временного перекрытия движения на участке дороги от с. Нижние Ворота в г. Свалява, наблюдение за соблюдением условий безопасности дорожного движения при выполнении работ на дороге (поскольку автомобильное движение на дороге не прекращалось) и другие незначительные сопутствующие вопросы.

Были выполнены следующие подготовительные работы:

  • составление сведений имеющихся устаревших дорожных знаков, транспортных ограждений, зеленых насаждений, автопавильонов и т.д., что необходимо было для их последующего демонтажа, замены и списания;
  • вырубка около 300 деревьев на участке дороги от с. Холмок в с. Сюрте, где проектом предполагалось расширение земляного полотна;
  • обследование участка временного объезда по маршруту Нижние Ворота – Поляна – Голубино (старое направление дороги Киев – Чоп) и испытание 6 мостов на маршруте для подтверждения их способности взять на себя весь транспортный поток с главной дороги Киев – Чоп;
  • ремонт отдельных участков объездной дороги;
  • обустройство на временной трассе дополнительных стоянок для автомобилей;
  • восстановление дорожных знаков и ограждений;
  • нанесение горизонтальной разметки.

Стоимость работ по восстановлению временного объезда составила 3,2 млн. грн. По распоряжению председателя Закарпатской облгосадминистрации, начиная с 17.07.2003 года, автотранспортный поток с автомобильной дороги Киев — Чоп был пущен в обход места проведения работ по ремонту мостов, по маршруту Нижние Ворота – Поляна – Голубино.

Для обеспечения работ строительными материалами главная подрядная организация «Гранит-АЧМ» построила в г. Мукачево асфальтобетонный завод необходимой мощности, что позволило им в течение суток выпускать до 1500 тонн асфальтобетона. Был построен цементно-бетонный узел для обеспечения ремонта мостов своим качественным бетоном. В Кленовецком карьере было установлено новое каменно-дробильное оборудование для обеспечения щебнем нужных фракций. Организован автопарк для машин и механизмов, ремонтная мастерская и склады.

Были проведены другие необходимые работы по обеспечению работников жильем и бытовыми потребностями, организовано питание без отрыва от производства, обустроено современное конторское помещение. В конце концов, это позволило подрядчику не зависеть от местной конъюнктуры и работать над воплощением в жизнь проекта реабилитации автомагистрали Киев — Чоп.

Для получения разрешения на ввоз предприятием «Гранит-АЧМ» без пошлины на территорию Украины большого количества специальной дорожной и другой техники, Правительством, учитывая, что эта техника будет ввозиться не для продажи, было принято специальное решение об отмене таможенных платежей.

Удалось ли сделать действительно качественную европейскую дорогу

К исполнителям работ по Македонии вопросов не было. Работали они быстро, дисциплинированно и добросовестно.

Во втором полугодии 2005 года, а именно – 28 июля был подписан Акт государственной приемной комиссии о принятии в эксплуатацию законченной восстановлением автодороги М-06 Киев – Чоп.

Но уже через несколько лет возникли проблемы. Сначала стали появляться трещины, потом ямы. Почему так произошло? Дело в том, что это было не капитальный ремонт трассы, а только ее реабилитация.

После завершения всех работ генеральный подрядчик обязывался обеспечить гарантийные сроки эксплуатации дорожного полотна в течение года. На более длительное время македонские дорожники гарантий не давали.

В Службе автомобильных дорог объясняют: «В Европе дороги действительно ремонтируют иначе, потому и служат они гораздо дольше. В частности, покрытие на европейских трассах кладут на подготовленное бетонное основание, высота которого может достигать 80 см. Да и слой асфальта куда толще принятых у нас 5 см. Закарпатский же отрезок трассы Киев — Чоп делали по украинским стандартам, которые регламентируют, что каждые 5 лет на дорогах нужно делать средние ремонты, а каждые 10 – капитальные. То есть в 2014 году магистраль, по всем правилам, снова нужно было полностью ремонтировать. К тому же основу старой трассы 2003 года македонцы почти не трогали, а в тех случаях, где дорогу расширяли, делали слабое основание шириной 40 см. И не потому, что халтурили, – просто в Украине еще с советских времен заведены именно такие стандарты, которые, между тем, не учитывают, что за годы нагрузка крупногабаритных автомобилей на полотно увеличилась в разы».

Про то как строят железнодорожную колею до станции Чоп читайте в статье.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.