Суббота, 28 сентября, 2024

История городской электростанции в Ужгороде

В начале ХХ века в домах ужгородцев из осветительных приборов можно было увидеть разве что свечи и керосиновые лампы. Про электрические лампочки почти никто не слышал. Всё изменилось в 1902 году, когда в городе появилась первая электростанция. Как это было, рассказывает uzhhorodfuture.com.ua.

Как фабрика мебели способствовала появлению первой электростанции в Ужгороде

Толчком к созданию полноценной электросети в Ужгороде стало нежелание приблизить местных жителей к техническому прогрессу и инновациям, а растущие потребности в энергии одного городского предприятия — фабрики гнутой мебели «Мундус», которая стала в советское время фанерно-мебельным комбинатом.

На базе фабрики в 1902 году запустили две паровые машины, создав сеть постоянного тока напряжением 220 вольт. Мощность их составляла 60 и 80 лошадиных сил.

После запуска паровых машин оказалось, что они производят слишком много энергии, что превышает потребности фабрики. Тогда было решено провести свет в соседние дома. Именно так появилась первая небольшая электросеть из 75 потребителей, которая объединяла фабрику «Мундус» и дома на улицах Шумной и Подградской.

Городской правительственный совет принял решение, согласно которого мебельная фабрика получала на 40 лет разрешение освещать улицы и площади города, крупные магазины, административные дома, частные дома и квартиры.

Через несколько лет «Мундус» устанавливает еще одну паровую машину на 200 лошадиных сил. Количество потребителей электроэнергии в Ужгороде увеличилось до 462. В 1908 году в электросети появляется дизельный генератор на 300 лошадиных сил. Все больше и больше ужгородцев узнают преимущества электрического освещения. Но после начала Первой мировой войны расширение сети стало на паузу. Как проходила электрификация всей Закарпатской области, читайте в статье.

Строительство новой паротурбинной станции

Только с 1921 года начинаются существенные изменения в электрификации Ужгорода. На базе фабрики «Мундус» создается акционерное общество «Ужгородские электрические». После этого по протекции Министерства общественных работ и правительства Подкарпатской Руси было создано еще одно акционерное общество — «Подкарпаторусские электростанции», целью которого было обеспечение электроэнергией всего края, включая часть Словакии.

Но, чтобы выполнить этот план, нужно было построить мощную паротурбинную электростанцию. Ужгородцы восприняли эту новость радостно. Ведь мощностей действующей станции явно не хватало. Если в районах вокруг «Мундуса» жители были довольны проведением электроэнергии, то в отдаленных домах лампочки едва горели.

Строительство полноценной электростанции запланировали недалеко от «Мундуса» (на современной Электрозаводской улице).

Руководителем строительных работ был назначен чех В. Неквасил. В 1929 году подготовили котлованы, а весной 1930 года приступили к строительству. В мае в готовых помещениях уже монтировали оборудование. 1 декабря 1930 г. был произведен первый пробный запуск турбоагрегатов.

Начало производства электроэнергии

Мощность новой электростанции превышала 5000 кВт. Если первые паровые машины на «Мундусе» имели мощность 60 и 80 лошадиных сил, то теперь этот показатель достигал отметки в 4000 лошадиных сил.

Питание турбин происходило через три водотрубных котла. Вода предварительно проходила этап смягчения известью и содой, а затем дистиллировалась. Вода для питания и вода для охлаждения конденсаторов подавались из реки Уж по старому открытому каналу. Для вывода использованной воды был произведен закрытый железобетонный канал длиной 170 метров.

Отдельно стоит отметить огромный дымоход, который возвышается на многих ужгородских фотографиях. Его высота составляет 75 метров, имеет сверхпрочную арматурную бетонную основную плоскость.

Также возле электростанции были построены вспомогательные сооружения: жилой корпус с квартирами для работников, административные здания, цеха с душевыми комнатами, складские помещения и т.д. Действующая электросеть в Ужгороде была реконструирована. Появились новые трансформаторные станции и линии электропередач, тянувшиеся с ужгородской станции в сторону Мукачево, Чопа и Перечина.

Но создание такой мощной электросистемы не решало вопрос электрификации города в полном объеме. Люди были бы и рады приобщиться к удобной и комфортной электросети, но большинство из них не могли платить за энергию. Обычно все пытались сделать все дела засвета, а вечером предпочитали свечи и керосиновые лампы. В общем, доступ к электроэнергии в 30-е годы ХХ века имели лишь около 10% всего населения Закарпатья. Крупнейшими потребителями были предприятия.

Первая ГЭС в Ужгороде

С историей первой ужгородской электростанции тесно связано еще одно похожее по своей функции сооружение – гидроэлектростанция. Расположены они были рядом.

При строительстве ГЭС за основу приняли старинный канал между Ужгородом и Каменицей, который раньше, до развития железной дороги, использовали для сплава древесины. Канал расширили, укрепили, построили дамбы и построили каскад гидроэлектростанций: Онокиевскую и Ужгородскую.

Работы были начаты в 1926 году, а завершили их только в 1942. Вместе с паротурбинной станцией две ГЭС создали энергетический комплекс, который производил 16 мегаватт энергии.

Согласно нормативам планировалось, что Ужгородская ГЭС завершит службу еще в 70-х годах ХХ века. Но она работает и поныне. Мало того, на станции достаточно стоит оригинальное оборудование чешской фирмы «Ческоморовская-Колбен-Данек», которое с перебоями и ремонтами, но все же работает. В «Закарпатьеоблэнерго» признают тот факт, что того небольшого количества энергии, производимой Ужгородской ГЭС, сейчас не хватило бы и для нужд одного района города. Но закрывать ее не хотят, хотя и отдают себе отчет, что для лучшей работы ГЭС нуждается в модернизации.

Дальнейшая судьба первой электростанции

Что касается электростанции, ее шансы уйти в небытие еще во время Второй мировой войны были очень велики. Отступая из Ужгорода, венгры и немцы планировали ее взорвать. Но тогдашний директор станции Василий Грабарь проявил большое мужество и стал на защиту здания, стоял на коленях перед офицерами и умолял не разрушать его.

Неизвестно, что повлияло на решение немцев, то ли мольба директора, то ли дефицит времени, но оставили они Ужгород вместе с уцелевшей станцией.

Сразу после войны все электростанции Закарпатья были национализированы. Это положительно повлияло на процесс электрификации всех населенных пунктов. Постепенно свет дошел до каждого городского и сельского дома.

Но потребности населения росли, строились новые предприятия. Ужгородская электростанция уже не могла снабжать потребителей необходимым количеством энергии. От угля, который здесь сжигали, все вокруг было в пепле, станция гудела, чадила, а толку приносила все меньше и меньше.

Затем в Бурштыне открыли мощную электростанцию, провели оттуда линию в Мукачево. Потребность в энергии из Ужгорода отпала, поэтому станцию ​​было решено закрыть. Старое оборудование демонтировали, установили новые котлы и начали производить пар, который шел на обогрев правобережной части Ужгорода. Так электростанция стала обычной котельной.

После того, как в Ужгороде было отменено централизованное теплоснабжение, и эта котельная стала ненужной. Из всего оборудования задействованной осталась только труба-дымоход, на которой мобильные операторы установили свое оборудование.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.