Суббота, 28 сентября, 2024

История ужгородского пешеходного моста

На такие постройки, как мост люди никогда не обращают внимание. Кажется, что это обыденность, ведь так было всегда. На самом же деле, такие, казалось бы, простые и обыденные вещи были не всегда. Конечно же, докопаться до времени, где мостов ещё не существовало, уже практически невозможно, так как это было более 1000 лет назад. В то же время можно узнать какая история хотя бы у одного из ужгородских мостов. А история у него очень увлекательная, несмотря на то, что это всего лишь мост. Так когда был основан ужгородский пешеходный мост? Когда его перестроили? И почему для Ужгорода мосты очень важны? Об этом и пойдёт речь в статье на uzhhorodfuture.com.ua.

История ужгородского пешеходного моста

В древности река Уж разливалась в окрестностях города несколькими рукавами, впадающими в реку Латорица. Нынешнее русло частично искусственное и было прокопано ещё в 1333-м году. В XVII веке был засыпан рукав Ужа, протекавший в сторону – Дравцов-Баранинцев. Именно таким образом и осталось единственное основное русло, которым река протекает и сегодня. Конечно же, Уж на протяжении веков неоднократно менял свое русло, а следы этого по сей день сохраняются в топографии левобережной части города.

Вообще стоит разобраться где был построен сам Ужгород. Город возник вокруг Замковой горы, которую со всех сторон омывали Уж и его рукава. Связь с окрестными территориями осуществлялась именно через мосты. В общем-то хотя первые описание мостов относятся лишь к XVII веку, несомненно, они существовали и гораздо раньше. Как минимум этого требовало быстрое развитие торговли, необходимость связи с разными частями города и господскими земельными угодьями. В 1361 году в Ужгороде, как минимум, существовало два моста. Местные жители называли их просто малый мост и большой мост. Большой, предполагают историки, является самым древним. Он пересекал речку Уж примерно в том же месте, где ныне стоит пешеходный мост, и соединял старый город на правом берегу Ужа с новым городом на левом берегу. В 1691 году одна из улиц правобережья так и называлась — Мостовая, потому что вела к большому, или как его ещё назвали главному, мосту через реку Уж.

Когда мост по каким-то причинам частично разрушался, связь берегами осуществлялась с помощью парома или же лодок. Но это было очень опасная работа, которая заканчивалось довольно часто трагедией.

За переход через мост собиралась пошлина. Таможня стояла на правом берегу, на площади Фенцика (ныне Театральная). Пока владельцами города были Другеты, а затем граф Миклош Берчени, именно они беспокоились о том, чтобы удерживать мост в надлежащем состоянии. Это не удивительно, ведь большая часть от пошлин шла им же в руки. Через какое-то время, а именно в XVII веке, эти функции брала на себя государственная казна. Поэтому до 1866 года казна снимала пошлины из всех кто переходил мост независимо от того, был ли это местный житель или просто мимо проходящий торговец. Но уже после 1866 года мостовую пошлину с жителей Ужгорода сняли, что не могло их не радовать.

Конец деревянного моста

В начале XIX века деревянный мост был возведён так что проходил немного под углом к современному и был длиннее его в несколько раз. Тогда же появились и временные мосты – от Кушнирского ряда, где стояла “Медвежья корчма” до улицы Корзо на противоположной стороне. А в 1898 году за государственный счёт был построен первый железный мост, который имел пешеходное и одновременно с тем транспортное назначение. Мост был совсем не похож на то, что многие ужгородцы могут наблюдать сегодня. Пешеходный мост больше смахивал на железнодорожный. Мост представлял собой три огромные металлические дугообразные арки, которые стояли на четырех огромных балках, благодаря которым и держалась вся эта достаточно крепкая конструкция. Именно по этому мосту курсировал первый ужгородский автобус в 1921 году. К сожалению, просуществовал этот мост достаточно не долг.

Разрушение моста и что стоит вместо него

Как уже можно было понять первоначальный мост не сохранился. Даже хорошие мосты времён чехословацкой республики были разрушены. Крупнейший в Ужгороде Масариков мост, который был построен в 1937 году, через семь лет был уничтожен отступающими немцами. Он был быстро восстановлен, но дальнейшая реконструкция сделали сооружение, соединяющие два берега Ужа, довольно типичная, и лишенная “изюминки”. В этом плане пешеходному мосту также не повезло. Как бы вписывалась такая конструкция в вид древнего Ужгорода, сказать на самом деле очень сложно, но уже и неважно, ведь мост был взорван отступающими немцами, и в послевоенные годы ему на смену пришел нынешний железобетонный. Мосту, который был построен во времена СССР не несильно помогает даже традиция вешания замков в знак любви и верности, хотя многие ужгородцы довольны такой новой традицией.

Скандал вокруг моста

Эскизный проект реконструкции пешеходного моста вызвал настоящую волу возмущения, потому как пешеходный мост – хоть официально и не является памяткой города, но некоторые ужгородцы считают его важным историческим объектом, одним из его символов. Такое радикальное вмешаельство в его реконструкцию, по их мнению, недопустимо по нескольким причинам. Во-первых, по словам активистов, эскизный проект предусматривал не только вмешательство в мост, но и замену старых перил, которые датированы 1920 годом. Во-вторых, предложенная конструкция навредила бы не только мосту, но и сложившейся исторической среде. И в-третьих это действительно самодостаточный исторический объект, не требующий никаких улучшений. Все эти улучшения не несут никакой функции, кроме сомнительной эстетической. Активисты уверяют, что нет никакой разумной и обоснованное причины, чтобы на существующий мост лепить какие-то новые, по их мнению, непонятные конструкции. В конце концов, если бы был общественный запрос на реконструкцию моста, то для таких важных объектов, влияющих на город, следует проводить архитектурный конкурс как это требуют украинское законодательство. Старый мост нуждается лишь в качественном ремонте, говорят активисты. Пешеходный мост Ужгорода многие считают главной “изюминкой” города. Проект ещё в 1948 году разрабатывал ужгородский инженер и учёный Янош Лизинг, имевший европейское образование, докторскую степень и более того был автором многочисленных научных публикаций, посвященных строительству мостов и статичных расчётов. Первоначально конструкция моста была модульной в виде клёпаных рамок с металлической канилированной сеткой. В середине 70-х годов во время ремонта заменили перила на простые сварные решетки, впоследствии на обновлённых перилах появились дуги. Благодаря Шлезингеру сохранилась определённая тяга традиций модернизма и связь этого советского моста с предыдущей эпохой.

Хотя другая часть ужгородцев считает, что мост выглядит ужасно. Кто-то уверяет, что мосту, который был построен во времена СССР не несильно помогает даже традиция вешания замков в знак любви и верности. В общем мнение у всех разное по поводу этого моста. Некоторые уверяют, что он ужасен и ему ничего не поможет, а кто-то что нужно его сохранить таким, какой он есть.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.