Одним из проектов Государственной стратегической программы развития железнодорожной инфраструктуры является новая колея европейского стандарта. Это важный аспект для дальнейшей интеграции Украины в ЕС, пишет сайт uzhhorodfuture.com.ua.
Главные векторы этого проекта:
- Строительство более узкой колеи по европейскому стандарту шириной 143,3 см вместо существующей сейчас в Украине колеи шириной 152 см. Длина отрезка нового пути составит 22 км (от станции «Чоп» до перрона железнодорожного вокзала «Ужгород»).
- Реконструкция сетей и объектов инженерного обеспечения, а также дополнительных искусственных сооружений (в основном это мосты: 3 малых, 1 большой и 1 пешеходный).
- Обеспечение новой колеи полуавтоматической блокировкой с двух сторон и диспетчерским микропроцессорным оборудованием.
«Это важный проект для связи Украины с европейским транспортными путями. Строительство пути поддержит грантовым софинансированием фонд ЕС Connecting Europe Facility (CEF). Именно благодаря успешному участию в конкурсном отборе проектов CEF еще в 2022 году Укрзализныця получила возможность начать этот проект.» – отметил Вице-премьер-министр по восстановлению Украины – Министр развития общин, территорий и инфраструктуры Александр Кубраков.
Торжественная укладка первого звена колеи
11 апреля 2024 года в присутствии премьер-министра Украины Дениса Шмыгаля и председателя правления АО Укрзализныця Евгения Лященко были смонтированы первые 20 метров будущего европейского пути. Подробности здесь.
В мае начались работы уже со стороны Чопа. Это будет новая колея, поэтому строительство ее немного усложнено. Сначала планируется расчистить местность от деревьев и кустов, после этого уложить рельс-шпальную решетку, а затем укладывать звенья. За основу будет браться старая колея, которую будут перекладывать с указанным смещением. В области горловины станции в Ужгороде старую широкую колею просто заменят узкой европейской.
Заложенный срок выполнения работ – 14 месяцев. Параллельно будут вестись переговоры с ведущими пассажирскими перевозчиками Европы, чуть позже в планах – сотрудничество с грузовыми компаниями.
Финансирование и запланированные сообщения
Целью реализации данного проекта является создание в Закарпатье крупного транспортного хаба, который позволит запустить прямое железнодорожное сообщение между странами ЕС. В первую очередь планируется связать европейской колеей Ужгород с такими городами как Вена, Братислава, Кошице, Будапешт, Прага, Бухарест, Дрезден и Белград.
«Этот проект на 50% финансируется средствами ЕС, программой Connecting Europe Facility. Это первый проект, который реализуется в нашей стране за счет грантовых средств ЕС. Тех денег, которые выделяются программой Connecting Europe Facility, хватит на 50% финансирования проектной стоимости этого объекта. Общая стоимость проекта около 20 млн евро. Первую половину финансирует ЕС в виде гранта, то есть это безвозвратные деньги, это деньги украинской стороны. Это могут быть деньги Укрзализныци, или кредитные деньги Европейского инвестиционного банка, или финансирование из бюджета. Пока мы склоняемся к варианту использования денег Укрзализныци» – отметил заместитель министра финансов Украины Александр Кава.
Следующим шагом после утверждения программы проектирования станет строительство электрификации, что позволит использовать электропоезда.
Также в планах реализация аналогичных проектов из Черновцов (от Вадут-Сирета) и Львова (из Мостиска 1). Следующий на очереди – Ковель.
А вот со словацкой стороной у Украины несколько иной формат сотрудничества. Сейчас ведутся переговоры по организации наоборот широкого пути из Ужгорода в Кошице. Также в планах развитие перрона на словацкой стороне, внедрение шаттлов в аэропорты, расширение пограничной инфраструктуры и пунктов пропуска.