Суббота, 28 сентября, 2024

История одного из старейших зданий Ужгорода

В сердце Карпат, на берегу реки Уж, расположен город, манящий своей неповторимой атмосферой. Ужгород – это не просто город, это мультикультурный оазис, который впитывает аромат кофе, старинную архитектуру и волшебные мини-памятники. В Ужгороде архитектурные шедевры обрамлены запахами свежезаваренного кофе. Серпантинные улочки ведут сквозь тысячелетнюю историю, а удивительные мини-памятники украшают каждый уголок. Город таинственный, словно хорошо сохранившийся вдохновляющий рецепт. Ужгород открывает свою душу тем, кто готов почувствовать его неповторимость. В интернациональности Ужгорода скрыта его сила.

Одиноко стоя на последнем холме Карпат, Горянская ротонда – каменная страница истории, позволяющая заглянуть в прошлое города, является одним из старейших сооружений Ужгорода. Этот уникальный архитектурный шедевр, отмечаемый в реестре национального наследия под номером 190, уже более 700 лет служит святыней города, пишет сайт uzhhorodfuture.com.ua.

Исключительность Горянской ротонды

Горянская ротонда – это церковь, рассказывающая историю города и его первых жителей. Однако ее волшебно держащиеся на стенах итальянские фрески стали не только свидетелями величественной истории Ужгорода, но и настоящим шедевром изобразительного искусства. То, что делает Горскую ротонду исключительной, это ее округлая шестигранная форма. Среди множества храмов Европы именно ротонда выделяется своей уникальностью и редкой формой. Даже историки склонны считать, что именно с этой архитектурной жемчужины стартует история Ужгорода, уже столько веков живущего под пристальным взглядом Горянской ротонды.

Уже в начале двадцатого века, когда увлекательные научные открытия в области истории круглых церквей охватили исторические школы Европы, началось исследование Горской ротонды. Именно поэтому каменный свидетель веков тоже стал объектом тщательного анализа и археологических исследований. Следует отметить, что одним из ключевых объектов научного внимания стала церковь Святой Анны в Горянах, которая в то время принадлежала Австро-Венгерской империи. Именно поэтому не случайно, что первыми, кто взялся за изучение этого уникального сооружения, были венгерские ученые. После реставрации церкви в 1911 году ученые получили возможность изучить материалы, из которых были возведены стены ротонды. Обнаруженная схожесть материалов строительства с материалами замковых романских стен привела к увлекательному выводу: Горянская церковь, округлая и волшебная, относится к периоду от 10 до 11 века.

Стиль архитектурного шедевра

В 1921 году Михаил Новаковский впервые высказал идею влияния византийского стиля на архитектурный образ церкви. Флориан Заплетал считал четырнадцать века временем постройки, а Кориятовича – возможным строителем. И. Крал связывал его с архитектурными сооружениями Великоморавского государства девятого столетия, а литератор Василий Пачовский даже видел следы галицких храмов. Также следует отметить, что исследователь Владимир Залозецкий сравнивал стиль круглых церквей на Балканах, указывая на романские ротонды 11-12 веков. В то время как известный архитектурный эксперт Владимир Сичинский проявил особый интерес к строительному материалу и кладке ротонды, заключая, что церковь принадлежит к 10 веку и была создана под влиянием византийской архитектурной школы. Сичинский, обратив внимание на детали, впервые заинтересовался строительными и стилистическими особенностями этого архитектурного источника.

Глубокие раскопки исторических и архитектурных деталей Горянской ротонды вошли в новый этап в годы советской эры. Один из первых исследователей Григорий Логвин заметил, что время ее строительства может датироваться 13 веком, указав на возможное участие архитекторов из Галиции. Совершенно противоположные взгляды высказал выдающийся закарпатский историк Петр Сова, представивший новую гипотезу – строительство церкви состоялось в 12 веке под руководством монахов ордена Святого Павла. В конце шестидесятых годов венгерские исследователи, в частности Гервес-Молнар, уделили особое внимание ротондам Панонии. Их обобщающие исследования привели к выводу, что Горянская ротонда имеет близких «родственников» среди ротонд венгерских деревень Кисомбор и Корчо. Увлекательной находкой явилось выявление общих геометрических форм и строительного материала, что указывает на возможность объединения этих трех церквей в один архитектурный ряд, аргументируя дату их строительства в одиннадцатом веке.

Ныне Горянская церковь Покрова Пресвятой Богородицы, которая уже переименована, поражает своей архитектурной элегантностью. Шестиугольное строение с врезанными полукруглыми нишами и тамбуром с окнами не может не обращать внимания. Настоящим украшением считаются внутренние стены, расписанные художниками 14 века в стиле итальянской проторенессансной школы Джотто.

Открытие мини-скульптуры «Ротонда Святой Анны»

Также в прекрасном Закарпатье, недалеко от Горянской ротонды, 26 сентября 2021 состоялось важное событие – открытие мини-скульптуры «Ротонда Святой Анны». Эта творческая инициатива стала знаком уважения к старейшему действующему храму региона. На элегантном постаменте, изготовленном из местного андезита, бушует бронзовая скульптура. Она воплотила старейшую часть ротонды, ныне расположенную на открытой книге. Святая Анна, покровительница книг и печати, поражает своим благородством и достоинством. Она в руках святителя держит буквы Альфа и Омега, символизируя начало и конец.

Инициатором этого проекта стал выдающийся меценат Василий Гомонай, а авторский тандем скульптора Романа Мурника и кузнеца Степана Руснака обеспечил реализацию этой творческой идеи. Инициативу также поддержал Богдан Савула, чья духовная установка способствовала созданию этого уникального произведения, несущего в себе духовную глубину и культурное сплетение эпох.

Latest Posts

.,.,.,.,.,.,.,. Copyright © Partial use of materials is allowed in the presence of a hyperlink to us.